С августа 2022 года, сроки перевода из колоний строгого и особо режима в колонию поседения будут сокращены, до одной трети и половины срока соответственно. Соответствующие изменения подготовлены в Государственной Думе РФ, одновременно будет сокращена возможность замены не отбытой части наказания принудительными работами.
Изменения вносятся в пункт “г” части второй статьи 78 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
- Статья 78 УИК РФ, в новой редакции:
Изменение вида исправительного учреждения
- В зависимости от поведения и отношения к труду в течение всего периода отбывания наказания осужденным к лишению свободы может быть изменен вид исправительного учреждения.
- Положительно характеризующиеся осужденные могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания:
а) из тюрьмы в исправительную колонию – по отбытии осужденными в тюрьме не менее половины срока, назначенного по приговору суда, за исключением осужденных за совершение преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.3, частью первой статьи 205.4, статьей 205.5, частями второй – четвертой статьи 206, статьей 208, частями второй – четвертой статьи 211, статьями 277 – 279, 281, 317, 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;
б) из исправительной колонии особого режима в исправительную колонию строгого режима – по отбытии осужденными в исправительной колонии особого режима не менее половины срока, назначенного по приговору суда;
в) из исправительных колоний общего режима в колонию-поселение – по отбытии осужденными, находящимися в облегченных условиях содержания, не менее одной четверти срока наказания;
г) из исправительных колоний строгого режима в колонию-поселение – по отбытии осужденными не менее одной трети срока наказания; осужденными, ранее условно-досрочно освобождавшимися от отбывания лишения свободы и совершившими новые преступления в период оставшейся не отбытой части наказания, а также осужденными
за совершение особо тяжких преступлений – по отбытии не менее половины срока наказания; осужденными за совершение преступлений, предусмотренных пунктом “а” части третьей, пунктом “б” части четвертой, частью пятой статьи 131, пунктом “а” части третьей, пунктом “б” части четвертой, частью пятой статьи 132, частями
четвертой – шестой статьи 134, частями третьей – пятой статьи 135, статьями 205, 2051, 2053, частью первой статьи 2054, статьей 2055, частями второй – четвертой статьи 206, статьей 208, частями первой, первой1, третьей и четвертой статьи 210, частями второй – четвертой статьи 211, частями четвертой – шестой статьи 222, частями второй – шестой статьи 2221, частями четвертой – шестой статьи 2222, частями второй и третьей статьи 2231, частями третьей и четвертой статьи 226, частью третьей статьи 2261, частями второй – пятой статьи 2281, частями третьей и четвертой статьи 229, частями третьей и четвертой статьи 2291, частями третьей и четвертой статьи 230, частью второй статьи 2422, статьями 275 – 279, 281, частью третьей статьи 321, статьей 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, – по отбытии не менее двух третей срока наказания.
2.1. Срок отбывания наказания, определяемый для изменения вида исправительного учреждения, исчисляется со дня заключения осужденного под стражу.
2.2. Осужденный, которому может быть изменен вид исправительного учреждения, а также его адвокат (законный представитель) вправе обратиться в суд с ходатайством об изменении вида исправительного учреждения. Ходатайство об изменении вида исправительного учреждения осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание, в котором он отбывает наказание в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса. Администрация такого учреждения или органа не позднее чем через 10 дней после подачи ходатайства осужденного об изменении вида исправительного учреждения направляет в суд указанное ходатайство вместе с характеристикой на осужденного. В характеристике должны содержаться данные о поведении осужденного, его отношении к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания, об отношении осужденного к совершенному деянию и о том, что осужденный частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления. В характеристике на лицо, которое на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы признано страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, и которое осуждено за совершение в возрасте старше 18 лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, должны также содержаться данные о примененных к осужденному принудительных мерах медицинского характера, о его отношении к лечению. Одновременно с ходатайством такого осужденного в суд направляется заключение его лечащего врача.
2.3. Администрация учреждения, исполняющего наказание, в котором осужденный отбывает наказание в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, в соответствии с частью второй настоящей статьи вносит в суд представление об изменении вида исправительного учреждения в отношении положительно характеризующегося осужденного. В представлении об изменении вида исправительного учреждения должны содержаться данные о поведении осужденного, его отношении к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания, об отношении осужденного к совершенному деянию и о том, что осужденный частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления. В представлении об изменении вида исправительного учреждения на лицо, которое осуждено за совершение в возрасте старше 18 лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и признано на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, должны также содержаться данные о примененных к нему принудительных мерах медицинского характера, о его отношении к лечению. Одновременно с представлением на такого осужденного в суд направляется заключение его лечащего врача.
2.4. В случае перевода осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое администрация исправительного учреждения, в которое переведен осужденный, незамедлительно уведомляет об этом потерпевшего или его законного представителя, если в личном деле осужденного имеется копия определения или постановления суда об уведомлении потерпевшего или его законного представителя.
- Не подлежат переводу в колонию-поселение:
а) осужденные при особо опасном рецидиве преступлений;
б) осужденные к пожизненному лишению свободы в случае замены этого вида наказания в порядке помилования лишением свободы на определенный срок;
в) осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы;
г) осужденные, не прошедшие обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа;
д) осужденные, не давшие согласия в письменной форме на перевод в колонию-поселение.
- Осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, могут быть переведены:
а) из колонии-поселения в исправительную колонию, вид которой был ранее определен судом;
б) из колонии-поселения, в которую они были направлены по приговору суда, в исправительную колонию общего режима;
в) из исправительных колоний общего, строгого и особого режимов в тюрьму на срок не свыше трех лет с отбыванием оставшегося срока наказания в исправительной колонии того вида режима, откуда они были направлены в тюрьму. Осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы, а также осужденные женщины переводу в тюрьму не подлежат.
4.1. Осужденным к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении, уклонившимся от получения предписания, предусмотренного частью первой статьи 75.1 настоящего Кодекса, или не прибывшим к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок, вид исправительного учреждения может быть изменен на исправительную колонию общего режима.
- Изменение вида исправительного учреждения осуществляется судом.
- Обоснование изменений статьи 78 УИК РФ Федеральным законом от августа 2022 года:
Проект федерального закона “О внесении изменения в статью 78 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации” (далее – законопроект) подготовлен в целях рационального применения мер исправления и стимулирования право послушного поведения осужденных за совершение особо тяжких преступлений.
В соответствии со статьей 15 Уголовного кодекса Российской
Федерации (далее – УК РФ) особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.
Согласно статистическим данным ФСИН России, за 2 месяца 2022 г. переведены из исправительных колоний строгого режима в колонии-поселения 744 осужденных за совершение особо тяжких преступлений (в 2021 г. – 4577 чел., в 2020 г. – 5351 чел.).
Законопроектом предлагается сократить с двух третей до половины срок фактически отбытого наказания, после которого возможен перевод из исправительной колонии строгого режима в колонию-поселение для данной категории осужденных.
Законопроект подготовлен одновременно с проектом федерального закона “О внесении изменения в статью 80 Уголовного кодекса Российской Федерации”, предусматривающим корректировку сроков, после фактического отбытия которых для осужденных к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений возможна замена не отбытой части наказания принудительными работами.
Благодаря предлагаемым изменениям первоначально у осужденных за совершение особо тяжких преступлений будет возникать право на обращение в суд с ходатайством об изменении вида исправительного учреждения, а позднее будет наступать право на обращение в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания либо ходатайством о замене не отбытой части наказания более мягким видом наказания.
Поэтапная смена исправительного учреждения будет способствовать более успешной подготовке осужденных за совершение особо тяжких преступлений к возвращению в общество после освобождения из мест лишения свободы.
Вместе с тем законопроектом предусмотрено исключение для осужденных за совершение особо тяжких преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а равно связанных с незаконным оборотом наркотических средств и их прокуроров, либо с террористической деятельностью или организацией преступного сообщества (преступной организации) или участием в нем (в ней),
а также с хищением, вымогательством и незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств или с дезорганизацией деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, согласно которому изменение вида исправительного учреждения для них будет возможно по отбытии не менее двух третей срока наказания.
Предлагаемое исключение соответствует принципу уголовного законодательства Российской Федерации, в соответствии с которым наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления
(часть первая статьи 6 УК РФ).
Кроме того, дифференциация уголовной ответственности за общественно опасные составы преступлений предусмотрена уголовным законодательством Российской Федерации.
Реализация законопроекта будет осуществляться за счет средств, выделенных ФСИН России в установленной сфере деятельности, и не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета, а также увеличения штатной численности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
- О внесении изменения в статью 80 Уголовного кодекса РФ.
Эти изменения коснуться лиц, осужденных за особо тяжкие преступления. В абзац четвертый части второй статьи 80 Уголовного кодекса Российской Федерации внесено изменение, исключены слова “либо не менее половины срока наказания при замене наказания в виде лишения свободы принудительными работами”.
Проект федерального закона “О внесении изменения в статью 80 Уголовного кодекса Российской Федерации” (в части изменения условий замены не отбытой части наказания осужденным за совершение особо тяжкого преступления) (далее – законопроект) подготовлен в целях рационального применения мер исправления и стимулирования право послушного поведения осужденных за совершение особо тяжких преступлений.
В соответствии со статьей 15 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.
Согласно статистическим данным ФСИН России, численность осужденных, содержащихся в учреждениях, исполняющих наказание в виде принудительных работ, составляла за 2021 год 9 969 чел., за 2020 год – 7 000 чел., за 2019 год – 5 069 чел., за 2018 год – 1 223 чел.
При этом значительную часть осужденных из числа отбывающих принудительные работы составляют осужденные за особо тяжкие преступления, которым неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена принудительными работами.
Так, по состоянию на 1 января 2022 г. отбывали наказание в виде принудительных работ 7 874 чел. или 79% осужденных указанной категории (1 января 2021 г. – 4 173 чел. или 60%, 1 января 2020 г. – 2 726 чел. или 37%, 1 января 2019 г. – 381 чел. или 31%).
В учреждениях, исполняющих наказание в виде принудительных работ, все осужденные содержатся совместно, в связи с чем неоднократно судимые лица криминальной направленности оказывают негативное влияние на ранее несудимых лиц, приобщая их к криминальной субкультуре, что отрицательно отражается на оперативной обстановке в учреждениях. Данные обстоятельства становятся причиной нарушений осужденными установленного порядка и условий отбывания наказания, а также совершения повторных преступлений в период отбывания принудительных работ.
По состоянию на 1 января 2022 г. 1821 осужденный за особо тяжкие преступления, которому неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена принудительными работами, допустил нарушения установленного порядка и условий отбывания наказания (1 января 2021 г. – 987 чел., 1 января 2020 г. – 774 чел., 1 января 2019 г. – 130 чел.) и 49 осужденных указанной категории совершили повторные преступления в период отбывания принудительных работ (1 января 2021 г. – 17 чел., 1 января 2020 г. – 14 чел., 1 января 2019 г. – 4 чел.).
Более того, в течение 2021 года в отношении 790 осужденных за особо тяжкие преступления, которым не отбытая часть лишения свободы заменена принудительными работами, приняты решения о замене принудительных работ лишением свободы (в 2020 г. – 701 чел., в 2019 г. – 424 чел., в 2018 г. – 59 чел.).
Численность осужденных, которым не отбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена принудительными работами, стремительно растет. По состоянию на 1 января 2022 г. более 87 000 осужденных за особо тяжкие преступления имеют право по решению суда на замену лишения свободы принудительными работами и могут быть направлены для дальнейшего отбывания наказания в исправительные центры, где будут содержаться совместно с иными категориями осужденных.
В связи с изложенным подготовлен законопроект, предусматривающий корректировку сроков, после фактического отбытия которых для осужденных к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений возможна замена не отбытой части наказания принудительными работами.
Более успешной подготовке осужденных за совершение особо тяжких преступлений к возвращению в общество будет способствовать, в первую очередь, поэтапное изменение вида исправительного учреждения, а именно – перевод из колонии строгого режима в колонию-поселение, а затем замена не отбытой части лишения свободы более мягким наказанием или условно-досрочное освобождение.
Законопроект разработан одновременно с проектом федерального закона “О внесении изменения в статью 78 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации”, предполагающего сокращение с двух третей до половины срока лишения свободы, после которого возможен перевод из колонии строгого режима в колонию-поселение осужденных за совершение особо тяжких преступлений.
Таким образом, у осужденного за особо тяжкое преступление первоначально по отбытии половины срока лишения свободы возникает право на изменение вида исправительного учреждения, а по отбытии двух третей – право на замену наказания в виде лишения свободы принудительными работами.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
- В новой редакции статья 80 УК РФ будет выглядеть следующим образом:
Замена не отбытой части наказания более мягким видом наказания
- Лицу, отбывающему содержание в дисциплинарной воинской части, принудительные работы или лишение свободы, возместившему вред(полностью или частично), причиненный преступлением, суд с учетом его поведения в течение всего периода отбывания наказания может заменить оставшуюся не отбытой часть наказания более мягким видом наказания, за исключением случаев замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами в соответствии с частью второйнастоящей статьи. При этом лицо может быть полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного вида наказания.
- Не отбытая часть наказания может быть заменена более мягким видом наказания после фактического отбытия осужденным к лишению свободы за совершение:
преступления небольшой или средней тяжести – не менее одной трети срока наказания либо не менее одной четвертой срока наказания при замене наказания в виде лишения свободы принудительными работами;
тяжкого преступления – не менее половины срока наказания либо не менее одной трети срока наказания при замене наказания в виде лишения свободы принудительными работами;
особо тяжкого преступления – не менее двух третей срока наказания;
преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также преступлений, предусмотренных статьей 210 настоящего Кодекса, – не менее трех четвертей срока наказания;
преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста, – не менее четырех пятых срока наказания.
2.1. Не отбытая часть наказания может быть заменена более мягким видом наказания после фактического отбытия осужденными беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, находящегося в доме ребенка исправительного учреждения, к лишению свободы за совершение преступления небольшой тяжести не менее одной четверти срока наказания.
- При замене не отбытой части наказания суд может избрать любой более мягкий вид наказания в соответствии с видами наказаний, указанными в статье 44настоящего Кодекса, в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом для каждого вида наказания, за исключением случаев замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами в соответствии с частью второй настоящей статьи.
- При рассмотрении ходатайства осужденного или представления администрации учреждения или органа, исполняющего наказание, о замене ему неотбытой части наказания более мягким видом наказания суд учитывает поведение осужденного, его отношение к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания, отношение осужденного к совершенному деянию и то, что осужденный частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления. В отношении осужденного, страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, и совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, суд также учитывает применение к осужденному принудительных мер медицинского характера, его отношение к лечению и результаты судебно-психиатрической экспертизы.
- Помните, что Закон, лишь определяет границы, права но не гарантирует его применение, вопросу связанные с изменением вида наказания и вида исправительного учреждения, а также освобождения по УДО или болезни – решает суд. На решение суда влияет ряд факторов.
В случае необходимости эффективного разрешения вопросов связанных с изменением вида наказания назначенного осужденному, либо вида исправительного учреждения, либо освобождения по УДО или по болезни – вы можете обратиться за помощью к нашим адвокатам и юристам, специализирующимся на разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора, и имеющим обширную положительную практику по освобождению осужденных от наказания и изменениям вида наказания, и вида учреждений.
Отправить заявку: https://юридические-услуги-мск.рф/contacts/